
Фаворитами фестиваля «Кинотавр-2017», по крайней мере, исходя из симпатий зрителей, стали «Заложники» Резо Гигинеишвили и дебют Кантемира Балагова «Теснота», уже завоевавший риз FIPRESCI на юбилейных 70-х Каннах.
Новая, неожиданно серьезная работа Гигиенишвили, ранее увлекавшегося комедиями, произвела глубокое впечатление на аудиторию. Фильм, созданный по реальным событиям, рассказывает историю, произошедшую в Грузии в 1983 году.
Тогда несколько молодых людей, детей высокопоставленных родителей, не удовлетворившись привилегиями, представляемыми советской системой, возжелали полноценного «западного рая». В погоне за своей мечтой они не придумали ничего умнее, чем организовать вооруженный захват пассажирского лайнера.
Однако после печально знаменитой истории с Бразинкасами власть не могла допустить угон самолета в Турцию ни при каких условиях. В итоге все, разумеется, закончилось трагедией — погибли три члена экипажа, а самих молодых людей после недолгого разбирательства приговорили к расстрелу.
В Грузии эту историю вспоминают по сей день — ведь до сих пор живы некоторые очевидцы тех событий. Поэтому рискнуть и взяться за такое кино — сильный поступок и с режиссерской, и с человеческой точки зрения.
На показе «Заложников» царила гробовая тишина с первого до последнего кадра, отмечается в материале издания «Известия». И никто не ушел, пока не закончились финальные титры. У режиссера получился стопроцентно зрительский фильм, но с глубоким подтекстом, который массовое кино почти утратило.
Авторы не дают однозначных оценок поступку молодых людей и советской эпохе как таковой. Но по мере развития сюжета подспудно возникает сочувствие к молодым повесам, погубившим себя и других ради, в сущности, воздушных замков.

Вторая картина, вызвавшая горячее одобрение зрителей, — «Теснота» — снята в совершенно иной манере. Кантемир Балагов создал свой фильм в стиле псевдодокументалистики. Причем в ленте используются и реальные кадры из архива чеченских боевиков, поражающие своей жестокостью.
Однако в основном картина состоит из крупных планов героев с размытым фоном, что, во многом и создает почти физиологическое ощущение тесноты. Лента рассказывают историю любви еврейской девушки, живущей в Нальчике, и кабардинского парня. Особо стоит отметить, что актеры, исполнившие главные роли, преимущественно непрофессиональные.