Удивительно ужасно. Критики начисто «раздраконили» «Темную башню»

Temnaya_basnja_main
Фото: notadulting.com

Вчера состоялась премьера «Темной башни», блокбастера, который поставил своеобразный рекорд по «ожидаемости». Фанаты Стивена Кинга ждали выхода этого фильма, обещанного студией Columbia Pictures еще в 2006 году, больше десяти лет. И, как оказалось, совершенно напрасно.

Критики так «раздраконили» картину, что режиссеру Николаю Арселу впору бросить кинематограф и уйти в монастырь. Средний балл рецензий «Темной башни» – 4 из 10, а коллективная оценка на Rotten Tomatoes – 18%. Правда это, как обычно, совершенно не означает, что фильм не окупится в прокате – мнение зрителей редко совпадает с позицией профессиональных киноведов.

Тем не менее, небезынтересно прочесть, что критики думают об этой ленте. Дэн Каллахан (The Wrap): «95-минутная кульминация многолетних усилий по приведению «Темной Башни» на большой экран – полная катастрофа, едва видимая оболочка фильма». Оуэн Глейберман (The Variety): «Параноидальная метафизическая видеоигра, которая включает в себя некоторые любопытные развлекательные визуальные эффекты, но при этом вызывает эмоциональное воздействие, близкое к нулю».

Джастин Гербер (Consequence of Sound): «Фильм просто завораживающе плох по всем компонентам». Дэвид Поланд (Movie City News): «Когда этот фильм снимали и монтировали, были приняты все неправильные решения, какие только можно». Майк Райан (Uproxx): «Удивительно ужасно».

В чем же просчитались создатели «Темной башни»? Это объясняет в своей статье обозреватель Lenta.ru Денис Рузаев. Он пишет: «Фанаты оригинала, как известно, начали возмущаться ее киноадаптацией еще на стадии кастинга: их чувства оскорбило неканоническое прочтение образа Стрелка.

Temnaja_bashnja_main
Фото: xenomorph.ru

Напрасно — как раз Идрис Эльба в проблемах «Темной башни» не виноват вовсе. Его врожденной киногении и эксцентричного фиглярства Мэтью Макконахи вполне хватает, чтобы придать перестрелкам солидности, а диалогам — хотя бы минимального веса.

Это киностудия десять с лишним лет вымучивала экранизацию, но так и не заметила: первоисточник представляет собой не цельную историю, а необъятную лабораторию сюжетов, поле для экспериментов над жанром и структурой, с мультивселенными и метанарративами. Это продюсеры увидели в такой эпопее Кинга не что-нибудь, а материал для полуторачасового экшен-аттракциона со слоу-моушеном и спецэффектами, но без рискованных идей и двойного дна.

Это сценарист Акива Голдман кардинально сменил «Темной башне» точку зрения: характер ушедшего на второй план Стрелка сводится к жажде праведной мести, а статус протагониста отведен Джейку. Играющий его Том Тейлор в меру обаятелен, но ему досталась роль, напоминающая не персонажей Кинга, а тинейджеров, геройствующих в рядовых современных блокбастерах.

На большее, чем типовое подростковое фэнтези (а-ля «Дивергент» или «Бегущий в лабиринте»), этот фильм претендовать и не пытается, боясь сложностью спугнуть аудиторию. О величии и литературных талантах Кинга бывают разные мнения — но он о своих читателях точно лучшего мнения».