"Непридуманная история". Полански ужасно хотел нас напугать. Вышло ужасно

Polanski_main_2
Фото: bbci.co.uk

Очередной фильм Романа Полански, который был показан в рамках внеконкурсной программы 70-го Каннского кинофестиваля, несколько удивил критиков, и, к сожалению, в негативном смысле. Создатель “Непридуманной истории” (“Основано на реальных событиях”) отчаянно стремился быть оригинальным, но увы, с задачей не справился.

Новая лента, уже 34-я в карьере Полански, – это экранизация нашумевшего романа француженки Дельфины де Виган, который вышел в свет в 2015 году. Книга даже получила престижную премию «Ренодо».

Сюжет картины, которую вполне можно назвать психологическим триллером, повествует о молодой писательнице (Эммануэль Сенье), одолеваемой депрессией. Это душевное состояние стало результатом первого громкого успеха. В сложный для себя момент писательница встречается с поклонницей своего таланта, загадочной девушкой, которая называет себя «Она» (Ева Грин).

Возникает дружба, которая со временем становится все теснее. Депрессивная писательница получает необходимую ей поддержку и не замечает, как «Она» все глубже проникает в жизнь своего кумира. Вроде бы интригующее повествование, да вот беда — фильм слишком явно соревнуется с классическим шедевром Джозефа Манкевича “Все о Еве” и этого соревнования не выдерживает.

Фильм Манкевича – блистательный, остроумный и гениально сыгранный портрет театральных нравов, пишет автор критической статьи в «Российской газете». А “Непридуманная история” – компиляция приемов жанрового кинематографа прошлого века. Она по-настоящему архаична.

Полански очень хочет напугать нас своим, как ему кажется, триллером, но нам не страшно. Ну совсем. И очень непросто понять, что не так. Эммануэль Сенье вроде бы старательно изображает измотанность и творческий кризис, но в какой-то момент перестаешь верить в то, что она вообще является писательницей.

В каждом движении Эвы Грин до такой степени проглядывает злодейство, что очень скоро начинаешь искать подвох в каждом ее слове. И, кстати, почти всегда оказываешься прав. Почти везде проглядывают классические приемы «пугания», и именно в силу этого факта происходящее на экране довольно быстро надоедает.

Вероятно, где-нибудь в 50-е годы прошлого века “Непридуманная история” могла бы иметь хорошую прокатную судьбу с немаленькой кассой. А теперь фильм Поланского сойдет за артхаус, в котором нужно искать множество скрытых смыслов. И не найдя — не расстраиваться.

Почитайте ещё: